Плавание для всех! Вводная статья

image001Плавание для всех!!!!!   

Прикладной «Брас»

Клименко Дмитрий.

 

Введение (размышление о плавании)

 

Что такое плавание в понимании большинства людей?

Это соревнования – где на первом месте – скорость, сила, много быстрых движений, большие физические нагрузки. Под плаванием большинство понимает именно это. Я же хочу, чтобы Вы увидели разницу между такими понятиями как — плавать и держаться на поверхности воды. Держаться на поверхности воды не трудно – это могут все, просто часто люди об этом просто не подозревают.

Большинству людей не нужно плавание спортивным стилем – им нужно просто плавать – точнее просто держаться на воде и уже потом перемещаться в какую либо сторону – плыть.

image040И для основного населения нашей планеты – главное для чего они хотят научиться плавать – это не утонуть!

Почти во всех секциях по плаванию преподают бывшие спортсмены, и хотя со мной будут спорить – но я считаю, что, пройдя школу классического обучения плаванию, спортсмен почти всегда в будущем будет придерживаться той методики, по которой учили именно его.  И, исходя из этого, тот метод плавания, который опишу я, будет полезен тем людям, которые не собираются на спортивные состязания. И еще мой метод будет полезен для обучения плаванию детей, независимо от того станет ребенок в будущем спортсменом или нет.

Мне самому удалось научиться плавать немного по более трудной методике, но осмыслив свой опыт я понял как ее упростить и улучшить и, после этого, я научил много народу держаться на воде и уверенно плавать.    

Стиль плавания, который я хочу тут описать можно условно назвать —  прикладной брас (думаю, что такое наименование подойдет).

 

Начало (к размышлению читателей)

 

kl_arc2Поплывет ли тело? – это зависит от его плавучести.

Плавучесть — свойство погруженного в жидкость тела оставаться в равновесии, не выходя из жидкости и не погружаясь дальше, то есть плавать (Википедия).

Еще древнегреческий ученый Архимед сформулировал закон, по которому погруженное тело плавает, когда его вес равен весу вытесненного им объема жидкости или меньше.

 

Немножко заумной науки из Википедии:

Закон Архимеда:

на тело, погружённое в жидкость (или газ, или плазму), действует выталкивающая сила (называемая силой Архимеда)

 image003

где ρ — плотность жидкости (газа),  g — ускорение свободного падения, а V — объём погружённого тела (или часть объёма тела, находящаяся ниже поверхности). Выталкивающая сила (называемая также архимедовой силой) равна по модулю (и противоположна по направлению) силе тяжести, действовавшей на вытесненный телом объём жидкости (газа), и приложена к центру тяжести этого объёма.

 

image005Тело, помещённое в воду, плавает, если сила Архимеда уравновешивает вес тела.

Следует заметить, что тело должно быть полностью окружено жидкостью (либо пересекаться поверхностью жидкости). Так, например, закон Архимеда нельзя применить к кубику, который лежит на дне резервуара, герметично касаясь дна.

Что касается тела, которое находится в газе, например в воздухе, то для нахождения подъёмной силы нужно заменить плотность жидкости на плотность газа. Например, шарик с гелием летит вверх из-за того, что его плотность, плотность самого газа, меньше чем плотность воздуха.

Закон Архимеда можно объяснить при помощи разности гидростатических давлений на примере прямоугольного тела.

PBPA = ρgh

FBFA = ρghS = ρgV,

где PA, PB — давления в точках A и B, ρ — плотность жидкости, h — разница уровней между точками A и B, S — площадь горизонтального поперечного сечения тела, V — объём погружённой части тела.

В теоретической физике также применяют закон Архимеда в интегральной форме:

image007, где S — площадь поверхности, p — давление в произвольной точке, интегрирование производится по всей поверхности тела.

В отсутствии поля силы тяжести, то есть в состоянии невесомости, закон Архимеда не работает. Космонавты с этим явлением знакомы достаточно хорошо. В частности, в невесомости отсутствует явление (естественной) конвекции, поэтому, например, воздушное охлаждение и вентиляция жилых отсеков космических аппаратов производятся принудительно, вентиляторами.

Для более лёгкого запоминания Закона Архимеда можно применить шуточный стих:

image008Тело, впёрнутое в воду,
Выпирает на свободу
Весом выпертой воды
Телом, впёрнутым туды!

Какой вывод мы можем сделать из прочитанного? А все очень просто — получается, что чем больше мы притапливаемся в воде – т.е. всеми своими частями тела уходим под воду – тем выше наша плавучесть и наоборот – чем больше мы высовываемся из воды – тем ниже наша плавучесть.

7756Рассмотрим простой случай – слабо плавающий человек паникует и начинает тонуть – т.е. немного воды попало ему в легкие или просто он вдруг запаниковал …

Что он предпринимает в подавляющем большинстве случаев?

Он изо всех сил пытается вылезти из воды, а это приводит к тому – что по закону Архимеда – его плавучесть уменьшается – человек начинает тонуть сильнее.

А как только он начинает тонуть сильнее – он опять же пытается вылезти из воды еще больше, он тратит драгоценные силы и кислород – круг замыкается.

Тут если не подоспеет помощь – то можно пойти ко дну.

И хотя это звучит странно — но чтобы не утонуть – надо уйти под воду всем телом (с головой). Естественно, что воду в легкие набирать не нужно – там желательно оставить воздух. Но вот пытаться вылезти из воды не стоит.

И тогда плавучесть вашего тела будет максимальной, и Вы не будете тратить силы на поддержание плавучести тела, и Ваши шансы доплыть до берега сильно увеличатся.

Также кроме сил – которые Вы будете тратить на передвижение в воде, вам нужен будет кислород для дыхания, но и его Вам хватит – если Вы не будете его тратить быстро и бездумно, а будете расходовать медленно за счет экономичных движений, ведь основной кислород потребляют мышцы и, уменьшая их активность, мы тем самым ограничиваем расход кислорода. А сэкономив кислород, мы увеличиваем свои шансы по выживанию на воде.

Следует написать о руках в плавании Прикладным брасом.

Руки в плавании прикладным брасом как бы и не нужны вовсе, но мы ими все же будем пользоваться для удобства при вдохе. Когда мы начинали учиться плавать прикладным брасом, то в теории я понимал, что руки не нужны при плавании, но не был в этом уверен на все 100% — ну, Вы понимаете, что пока сам не увидишь или не попробуешь, то до конца не поверишь….

И вот наконец-то когда это получилось – вот тогда я поверил на все 100%. И сейчас могу с уверенностью сказать – что руки в прикладном брасе не очень то нужны. Они нужны только для комфорта при вдохе – если бы не дыхание – то они были бы не нужны вовсе.

Руки выполняют вспомогательную функцию – они являются рулями при плавании и поддерживают голову на вдохе – так как на вдохе есть момент – когда нам надо схватить ртом воздух и нужно, чтобы голова зависла над водой и в этот момент требуется помощь рук.

А вот двигателем в плавании являются ноги и тело.

При помощи ног производится главное толкающее движение и наше тело двигается вперед. И уже при этом движении телом можно помогать себе двигаться – пуская волну по телу.

Тем более следует учесть, что руки намного слабее ног и уже на фоне этого становится понятно — почему главное двигающее действие отведено ногам. Ноги способны дольше рук выполнять однотипную нагрузку.

Если быть честным – то ноги выполняют сложное спиралевидное движение похожее на вращение винта, но для начала нам с вами будет достаточно более простого движения – толкающего воду назад и, следовательно, тело будет двигаться вперед, отталкиваясь от воды. Нам требуется от чего-то оттолкнуться, чтобы начать двигаться.

 

Основополагающий принцип в плавании прикладным брасом:

Руки подтягивают ноги, ноги толкают руки и тело.

  1. Руки подтягивают ноги (короткий вдох) – голова вышла из воды на мгновение небольшая пауза на вдохе…
  2. Ноги толкают руки и тело — скольжение (тут происходит длинный выдох или задержка дыхания — воздух в легких после вдоха — на скольжении и уже в конце движения — выдох).

После вдоха – голова сначала погружается в воду, руки в готовности перед головой и только после этого толчок ногами – и в этот момент руки вытягиваются вперед. После толчка ногами нужно обязательно сделать паузу – это самый важный момент в плавании.

Пауза нужна для отдыха мышц и для максимального скольжения вперед – чтобы проплыть максимально большое расстояние на одном толчке ногами.

Вдох и подготовка к следующему толчку ногами начинается только после того как скорость от толчка ногами начнет падать.

Пока вы не почувствовали толчок ногами у вас не будет эффективного скольжения и будет соблазн плыть за счет рук – ну, как основная масса людей делает обычно – ведь большинство плавает за счет рук, а не ног. Так вот – подменять ноги руками нельзя – так Вы не научитесь плавать никогда.

Для того, чтобы научиться плавать прикладным брасом, да и любым спортивным стилем нужно научиться дышать в воде, ведь для полного погружения в воду (вместе с головой и ее макушкой) – нужно освоить дыхание в воде – т.е. дышать так, чтобы было комфортно и нетрудно даже при полном погружении головы в воду.

 

Начало.

С чего следует начинать учиться плавать?

Казалось бы – ответ напрашивается сам собой – с дыхания.

Но на самом деле начинать нужно с того, чтобы начать ходить в бассейн. Лучше всего учиться плавать в бассейне. В открытом водоеме тоже можно научиться плавать – но это будет намного труднее.

Дыхание. Вступление.

После того как Вы решились и начали посещать бассейн для занятий — дыхание станет одним из самых главных пунктов в обучении плаванию.

Но если быть точным – то это самый основной пункт при обучении удержанию на воде.

Чтобы начать тренировки с дыханием – следует убрать все остальные заморочки – т.е. отключить работу ног, рук и тела. Требуется оставить одно дыхание и работать только с ним.  Нам не нужны остальные помехи при тренировке – чтобы наше сознание не отвлекалось на другое – нам требуется полностью сосредоточиться на дыхании.

При начале обучения в спортивных секциях по плаванию конкретно дыханию уделяют очень мало времени. Обычно дыхание отрабатывается само собой в процессе других упражнений.

Обычно в спортивных секциях начинают со скольжения (так учили меня). Скольжение на груди с погруженным лицом в воду – это хорошее упражнение – но начинать с него обычным людям не следует, так как это упражнение требует перешагнуть некоторый барьер – боязни опустить лицо в воду и многие люди не смогут это сделать так вот сразу без предварительной подготовки.

Упражнение само по себе замечательное, но мы его пока делать не будем.

Человек еще не чувствует себя комфортно в воде – он с ней не подружился, он ее боится – а его заставляют что-то делать под водой….

В итоге результат предсказуем – в секциях остаются только немногие — кто смог справиться с этим заданием – это типа теста, а остальных или уходят сами из секции или их исключают.

Но ведь это неправильно!

Если смотреть с позиции тренера и спорта в целом – то тогда – такой подход оправдан – Система спортивных функционеров просто производит отбор уже изначально способных людей для использования в своих корыстных интересах.

На этом этапе – так как это именно отбор — отсеивается большая часть пришедших заниматься в секцию. Оправдывается этот отбор обычно – тем, что человек не хочет работать над собой, не хочет тренироваться. Но методики занятий обычно не меняются – так как тогда секции будут переполнены, и тренерам придется больше работать – а ведь их цель чаще всего стать заслуженным тренером – т.е. воспитать титулованного спортсмена – и ему не нужны толпы занимающихся, да и места в бассейнах ограниченны. Поэтому произвоится отбор и даются упражнения, которые не учат, а просто создают фильтр – через который проходят лишь, те – кто нужен спорту.

В спорте главное — результат и поэтому преподаватели (тренеры) не хотят тратить свое время на «неперспективных».

Ну а как быть тем, кто хочет научиться плавать – но в секции по плаванию его посчитали неперспективным?

Как им быть? Тонуть?  И вот я решил, что мой скромный опыт даст шанс многим людям хотя бы задуматься над этой проблемой. И тогда, у людей появится возможность освоить этот метод и стать хорошим пловцом, быть уверенным в себе, не бояться воды и расстояний, не видеть угрозы в открытых водоемах, стать способным проплыть большие многокилометровые расстояния.

И мы с вами разберем внимательно именно этот самый сложный и трудный этап обучения плаванию – мы с вами разделим этот этап на части и проанализируем причины и ньюансы того почему у многих людей ЭТО не получается в самом начале и как сделать так, чтобы получилось. И у нас с Вами получится!!! – я в этом уверен – потому что это так просто на самом деле и это смогут сделать все.

Тут требуются не столько тренировки – сколько просто понять простоту этих действий, последовательность движений и тогда Вы сами будете себе учителем и сможете научить еще много народу без помощи спортсменов и без поддержки Спорткомитета.